Незаконная миграция в современной Беларуси

На рубеже нынешнего столетий и прошлого на всем мировом пространстве значительно расширился, углубился и купил громадное многообразие спектр социальных опасностей и угроз самому существованию общества, личности и государства в особенности. Покупают процессы и криминальный характер явления, каковые являются неотъемлемой частью динамики развития общества, в частности миграция населения.

Согласно данным Интернациональной организации по миграции (МОМ), общее число легальных и нелегалов в мире образовывает на сегодня около 70 млн человек. Более чем 125 млн человек живёт вне государств собственного гражданства, а количество внешних мигрантов достигает миллиарда человек1.

Некогда планируемые и контролируемые миграционные процессы на постсоветском пространстве на данный момент являются крупномасштабные, во многом хаотичные многовекторные перемещения разных групп мигрантов. Эти перемещения купили транснациональный и трансграничный темперамент, существенно оказали влияние на состояние охраны порядка на территории назначения и стран транзита.

Президент страны Беларусь А. Г. Лукашенко в приветствии участникам Интернациональной конференции, проходившей в Минске в 2003 г., подчернул, что неприятности незаконной миграции тревожат все мировое сообщество, и оценил нелегальную миграцию как явление, воображающее угрозу в связи с распространением наркотиков, терроризмом, работорговлей 2.

Каждый год в Беларуси задерживаются тысячи незаконных мигрантов, выявляются и ликвидируются десятки каналов незаконной миграции. Так, в 2002 г. органами внутренних дел совместно с Госкомитетом пограничных армий, Комитетом безопасности государства было задержано 150 групп незаконных мигрантов неспециализированной численностью 2,1 тыс. человек, распознано более 160 каналов незаконного ввоза/вывоза мигрантов3, а за 10 месяцев 2003 г. были задержаны 122 группы незаконных мигрантов неспециализированной численностью 2 тыс. человек4. Организация незаконной миграции делается одной из больших статей доходов организованной и интернациональной преступности, составляющих значимую долю теневой экономики.

В целях противодействия нелегальной миграции, ее организованным формам, и исполнения интернациональных обязательств в данной сфере публичных взаимоотношений в Беларуси была установлена уголовная ответственность. В частности, законом Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в кое-какие законы Республики Беларусь» от 4 января 2003 г.5 в Уголовный кодекс Республики Беларусь (потом — УК) внесены статья 3711 «Организация незаконной миграции зарубежных лиц и граждан без гражданства в Республике статья» и Беларусь 3712 «Нарушение правил нахождения в Республике Беларусь, и правил транзитного проезда через территорию Республики Беларусь».

Законодателем была установлена бланкетная диспозиция нормы статьи 3712 УК. Поэтому громадное значение для верного ее применения и толкования играется своевременное законодательное толкование терминов, использованных в данных статьях. Однозначное толкование новелл УК до сих пор отсутствует.

В ранее принятых правовых актах Республики Беларусь кроме этого нет трактовки понятий «незаконная миграция», «миграция», «организация незаконной миграции». Научная же концепция миграционной сферы — это понятийная совокупность, которая открыта для постепенного обогащения терминологического содержания, причем кое-какие термины не смотря на то, что и обширно употребляются в интернациональном праве, не имеют четкого, однозначного определения и находятся в постоянном ходе усовершенствования и эволюции.

Главным в совокупности понятий, используемых исследователями неприятностей незаконных миграционных процессов, есть термин «миграция населения». В модельном законе «О миграции»6, в статье 1 дается такое определение данного понятия: «Миграция — безвозвратное, временное, и сезонное перемещение физических лиц из страны и в страну, и переселение физических лиц в страны, связанное со сменой места жительства, работы». Приведенная дефиниция включает обычные черты, характеризующие разглядываемое явление и всецело соответствует энциклопедическим формулировкам. Так, возможно выделить следующие виды миграции: внутреннюю (безвозвратное либо временное перемещение физических лиц в страны) и внешнюю (иммиграция — въезд чужестранцев на постоянное жительство7, или эмиграция — выезд граждан той либо другой страны, совершаемый добровольно, на постоянное либо временное место жительства в второе государство). Нарушение же установленного порядка миграции при наличии определенных условий может образовывать административный проступок либо правонарушение.

Согласно нашей точке зрения, незаконную миграцию нужно определять как въезд в страну, выезд за ее пределы, нахождение на ее территории либо транзитный проезд физических лиц с нарушением действующего законодательства, регулирующего эти процессы.

Нужно обратить внимание и на вопрос о понятии «незаконные мигранты». В статье 1 Соглашения о сотрудничестве стран — участников Содружества Свободных Стран в борьбе с незаконной миграцией8 (потом — Соглашение) дается такое определение: «лица мигранты — и третьих Незаконные граждане государств без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, нахождения либо транзитного проезда через территории Сторон, и граждане Сторон, нарушившие правила нахождения на территории одной из Сторон, установленные ее законодательством ». К «третьим странам» в названном документе отнесены страны, не являющиеся участниками данного Соглашения. Из этого следует, что граждане стран — участников СНГ, въехавшие либо выехавшие с территории Республики Беларусь с нарушением установленных правил, не подпадают под понятие «незаконные мигранты».

Авторы уверены в том, что в этом случае нужна оговорка о том, что соблюдение выезда и правил въезда распространяется и на граждан Сторон. Представляется, что в широком смысле к незаконным мигрантам нужно относить всех лиц, осуществивших въезд в страну, выезд за ее пределы, нахождение на ее территории либо транзитный проезд с нарушением требований действующего законодательства, регулирующего названные процессы, самостоятельно или при оказании им содействия третьими лицами.

Анализ правовых норм, действующих в республике Беларусь и определяющих правовое положение и правовой статус зарубежных лиц и граждан без гражданства, разрешает условно разграничить всех въезжающих мигрантов на пара категорий:

1) лица, прибывшие из государств дальнего зарубежья по настоящим паспортам либо документам, их заменяющим, при наличии иммиграционной визы, выданной в соответствии с правилами
(а также на учебу);

2) лица, прибывшие с целью получения статуса беженца;

3) лица, прибывшие с целью получения убежища;

4) лица и граждане без гражданства из государств Содружества Свободных Стран (раздельно — РФ), неизменно в том месте жившие.

Предполагается, что для каждой категории мигрантов должен быть установлен режим въезда, нахождения, выезда и передвижения за пределы страны, а уполномоченными на реализацию миграционного законодательства национальными органами создана процедура таковой деятельности и даны методические советы структурным подразделениям по осуществлению ими функций в обозначенной сфере публичных взаимоотношений.

В конечном итоге совокупность правовых актов, а также внутриведомственных, достаточно подробно определяет правовой правовое положение и статус лиц, отнесенных авторами к первой и второй категориям. Отметим тут же, что согласно данным прокуратуры, большое число лиц, прибывших на учебу, применяют данный законный канал въезда, имея в действительности негативные миграционные намерения, не связанные с учебой, и по окончании прибытия в страну «растворяются» в рядах незаконных мигрантов.

Правоотношения с лицами, просящими о предоставлении убежища на территории страны, выяснены схематично, т. е. при неспециализированных с беженцами основаниях получения защиты не выделены те особенные случаи предоставления таковой защиты, по которым принимает ответ лично Президент. Такое дополнительное нормативно-правовое обеспечение процедуры, определенной в Указе Президента страны Беларусь от 29 ноября 1994 г. № 229, представляется так же, как и прежде актуальным. Ранее в отечественных изучениях уже рассматривался данный вопрос9.

Анализ правовой базы деятельности органов внутренних дел, рассмотрения дел в судах, статистической отчетности, другого эмпирического материала говорит о том, что в самом неизвестном в правовом отношении и, вследствие этого, в самом уязвимом положении находятся мигранты из бывших советских республик.

Как раз среди данной категории лиц больше всего привлеченных к ответственности. Помимо этого, в отношении этих лиц громаднейший процент несоблюдения отдельных процедурных требований чиновниками, осуществляющими контрольно-надзорные функции10.

Нужно подчернуть, что порядок въезда либо нахождения в республике Беларусь или выезда с территории Республики Беларусь зарубежных лиц и граждан без гражданства устанавливается законом Республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. «Об иммиграции», законом Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. «О внешней трудовой миграции»11, законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О правовом положении зарубежных лиц и граждан без гражданства в Республике Беларусь»12, Правилами транзитного проезда зарубежных лиц и граждан без гражданства через территорию Республики Беларусь, утвержденными решением Кабмина Республики Беларусь от 25 января 1996 г. № 6213, Правилами нахождения зарубежных лиц и граждан без гражданства в Республике Беларусь, утвержденными распоряжением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. № 165414, вторыми правовыми актами Республики Беларусь15.

В соответствии с статье 9 закона «О гражданстве Республики Беларусь», зарубежным гражданином согласится лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее подтверждение собственной принадлежности к гражданству другого страны, а лицом без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств собственной принадлежности к гражданству другого страны.

Статьи 3711 и 3712 УК Республики Беларусь включены в главу 33 «Правонарушения против порядка управления». В уголовно-правовой литературе родовой объект данной группы правонарушений разглядывают как обычную деятельность органов власти и управления в сфере осуществления распорядительных функций16.

Деяния, запрещенные статьей 3711 УК Республики Беларусь, посягают на поставленные под защиту закона публичные отношения, складывающиеся в уелях обеспечения режима Национальной границы, порядка ее пересечения физическими лицами, порядка нахождения зарубежных лиц и граждан без гражданства в республике Беларусь, т. е. посягают на установленный законодательством пребывания иммиграции (и порядок въезда в республике) и выезда с ее территории, и тем самым покупают гипотетическую возможность причинения вреда интересам и конституционным правам белорусских граждан, чужестранцев, здоровью населения, публичной безопасности.

Объективную сторону названного правонарушения образуют три другие формы уголовно наказуемого поведения: 1) организация незаконного въезда на территорию Республики Беларусь зарубежных лиц и граждан без гражданства; 2) организация незаконного нахождения данных лиц в республике Беларусь; 3) организация их незаконного выезда с территории Республики Беларусь.

Так, организация незаконной миграции является деятельностью лица либо группы лиц, выражающуюся в совершении действий по созданию условий для движения чужестранцев, организации их незаконного нахождения с нарушением установленного в Республике Беларусь порядка миграции либо транзитного проезда, или руководство совершением деяний, предусмотренных частью 1 статьи 3711 УК Республики Беларусь. К примеру, такими деяниями смогут быть: предоставление мигрантам фальшивых документов на въезд либо выезд, укрывательство их на протяжении незаконного нахождения в стране, организация либо управление транспортировкой незаконных мигрантов по территории Республики Беларусь (разработка маршрута незаконного транзитного следования через территорию Беларуси, предоставление транспортных средств для незаконного перемещения). Авторы поддерживают точку зрения ученых, в частности В. В. Марчука, что уверен в том, что указанные действия характеризуют этап подготовки к незаконной миграции17.

Представляется, что в случаях, в то время, когда организация незаконной миграции сопровождается совершением таких действий, как подкуп чиновниковов, важных за выдачу соответствующих разрешений мигрантам, подделка документов, создание условий для незаконного пересечения Национальной границы Республики Беларусь и т. д., каковые по собственному характеру являются независимыми правонарушениями, содеянное требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК (предусматривающим ответственность за дачу взятки, за подделку, изготовление, применение или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков и др.).

По законодательной конструкции объективной стороны разглядываемый состав правонарушения есть усеченным. Правонарушение будет оконченным с момента начала исполнения хотя бы одного из организационных действий, предусмотренных диспозицией статьи 3711 УК. Не имеет значения, удалось ли чужестранцу реально осуществить въезд, перемещение по территории Республики Беларусь либо выезд с ее территории с нарушением установленного законодательством порядка.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла, лицо поймёт, что собственными действиями подготавливает незаконное перемещение зарубежных лиц и граждан без гражданства в Республике Беларусь, нахождение на ее территории и хочет функционировать подобным образом.

Мотивы организационной деятельности смогут быть разными. Обычными являются корыстные побуждения.

Субъектом правонарушения может являться физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, как гражданин Республики Беларусь, так и чужестранец или лицо без гражданства.

Вычисляем нужным раздельно осветить вопрос определения субъекта организации незаконного нахождения в республике Беларусь. Коллизия содержится в том, что за определенные организационные действия по созданию условий для незаконного перемещения чужестранцев по территории Республики Беларусь предусмотрена как административная (ст. 185 КоАП Республики Беларусь), так и уголовная ответственность (ст. 3711 УК Беларуси). Так, в части 4 статьи 185 КоАП Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность за предоставление гражданами нашей страны лицам и иностранным гражданам без гражданства жилища, транспортных средств либо оказание им иных одолжений в нарушение установленных правил нахождения зарубежных лиц и граждан без гражданства в Республике Беларусь и правил транзитного проезда через территорию Республики Беларусь. На отечественный взор, названная коллизия между нормами административного и права обязана решаться исходя из принципа, закрепленного в статье 10 закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»18, что определяет, что новый нормативный правовой акт имеет громадную юридическую силу по отношению к ранее принятому по тому же вопросу нормативному правовому акту того же национального органа. Статья 3711 была внесена в Уголовный кодекс законом от 4 января 2003 г., а статья 185 находилась в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, принятом Главным Советом Республики Беларусь 6 декабря 1984 г. Так, при разрешении рассмотренной коллизии ответственность обязана наступать по правовой норме УК Республики Беларусь, а не по норме, содержащейся в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Чужестранцы, воспользовавшиеся одолжениями организаторов незаконной миграции, смогут быть привлечены к суду по статье 3712 УК за нарушение правил нахождения в Республике Беларусь, и правил транзитного проезда через территорию Республики Беларусь. В определенных случаях незаконные мигранты смогут отвечать за незаконное пересечение Национальной границы Республики Беларусь (ст. 371 УК). К примеру, действия организаторов незаконного перемещения чужестранца по территории Республики Беларусь подпадают под показатели статьи 3711 УК, но смогут в один момент образовывать и соучастие в нарушении правил нахождения в Республике Беларусь или правил транзитного проезда через территорию Республики Беларусь при наличии условий, предусмотренных статьей 3712 УК (ч. 4 ст. 16) ст. 3712 УК. Появляется вопрос об уголовно-правовой оценке действий организаторов незаконной миграции при, в то время, когда сам факт незаконной миграции есть правонарушением. В случае если в этих обстоятельствах констатировать совокупность правонарушений, то подобная квалификация будет противоречить принципу справедливости, потому, что в соответствии с части 6 статьи 3 УК Республики Беларусь, «никто не имеет возможности нести уголовную ответственность два раза за одно да и то же правонарушение», соответственно, уголовно-правовая оценка аналогичных обстановок обязана ограничиваться применением лишь статьи 3711 УК Республики Беларусь19.

Разглядывая вопросы уголовной ответственности за незаконную ее организацию и миграцию в интернационально-правовом контексте, направляться подчернуть, что Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной оргпреступности , содержит норму, в соответствии с которой положения данного Протокола не используются для уголовного преследования мигрантов в силу того события, что они стали объектом незаконного ввоза мигрантов (ст. 5)20. без сомнений, данное положение должно отыскать закрепление и в законодательстве для случаев, в то время, когда в отношении мигрантов при их перемещениях организаторами используется обман или принуждение.

Ответственность за нарушение лицами и иностранцами без гражданства правил нахождения в Республике Беларусь, и правил транзитного проезда через территорию Республики Беларусь установлена статьей 3712 УК Республики Беларусь. Увидим, что эта норма не есть новеллой, поскольку была ранее известна уголовному законодательству Республики Беларусь. 5 мая 1998 г. в УК 1960 г. была включена статья 1932, которая предусматривала ответственность за указанные деяния. Но в УК 1999 г. для того чтобы рода поведение было декриминализировано. На данный момент статья 3712 УК Республики Беларусь предусматривает показатели двойной административной преюдиции, так, условия уголовной ответственности в отличие от статьи 1932 УК 1960 г. являются более либеральными.

Объективную сторону данного правонарушения образуют следующие нарушения правил нахождения в Республике Беларусь зарубежных лиц и граждан без гражданства (если они в течение года два раза привлекались к административной ответственности за такие же действия):

— проживание без документов на право жительства в Республике Беларусь;

— проживание по недействительным документам;

— несоблюдение установленного порядка регистрации, или выбора и передвижения места жительства;

— уклонение от выезда по окончании определенного им срока нахождения;

— нарушение правил транзитного проезда через территорию Республики Беларусь;

— нарушение порядка занятия трудовой, предпринимательской либо другой деятельностью.

Данное правонарушение отнесено законодателем к категории правонарушений, не воображающих громадной публичной опасности.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла: лицо поймёт, что нарушает правила нахождения в Республике Беларусь или правила транзитного проезда через территорию Республики Беларусь и хочет этого.

Субъект правонарушения особый — зарубежный граждан либо лицо без гражданства, достигший 16-летнего возраста.

Условием уголовной ответственности есть двукратная административная преюдиция. Причем наказуемость лица, подвергнутого административному взысканию, ограничивается годичным сроком, что исчисляется со дня наложения второго административного взыскания за такие же нарушения.

Деяния, которые связаны с незаконной миграцией, характеризуются высокой степенью публичной опасности. Так, они имеют объективную свойство создавать негативные трансформации в социальной действительности, нарушать упорядоченность совокупности публичных взаимоотношений в сфере перемещения людей, деформировать и вносить элементы дезорганизации в сложившийся правопорядок. Уголовно-правовые запреты незаконных деяний в сфере миграции охватывают обычные и достаточно распространенные формы антиобщественного поведения. Наряду с этим имеется возможность действия на разглядываемые публично страшные деяния уголовно-правовыми мерами, эти деяния в полной мере поддаются регистрации и обнаружению, а лица, их совершившие, — установлению. Помимо этого, современной правосознанием и общественной психологией отклоняющееся поведение в сфере миграции воспринимается как требующее его уголовной наказуемости.

Очевидно, что наличие уголовной ответственности за незаконную ее организацию и миграцию занимает главную позицию в совокупности упреждающих мер и частично есть важным сдерживающим причиной для указанных негативных явлений, делает в целом общепревентивную функцию, и отражает потребности современного белорусского общества в уголовно-правовой охране условий собственного развития.

Вы ищите полезную информацию о миграции в Российскую Федерацию, значит, мы вам поможем. Заходите на сайт о миграции в РФ тут по topmigrant.ru адресу. Узнайте все о миграции в РФ.

Оставьте комментарий